Эссе

 

Особая природа ребёнка.

                                                                                        У ребёнка своё особое умение видеть, думать,                                                                                          чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться                                                                   подменить у них это умение нашим.                                                                                       (Ж.-Ж. Руссо)

У врачей есть заповедь — не навреди. Я считаю, что к педагогике это тоже применимо. Специфика нашей профессии заключается в формировании личности и тех ценностей, которые человек пронесет через всю жизнь. Думаю, что настоящий педагог, педагог с большой буквы день за днём задаётся вопросами: «Как не отбить желание учиться и развиваться, вовлечь в образовательный процесс, интересно преподнести информацию? Как вырастить личностные качества, индивидуальные у каждого, не сломать детское я?».

Разрушить в ребёнке внутренний мир, желание познавать всё новое, задеть чувства — очень легко, это каждый из нас помнит ещё с ранних лет. У каждого были нелюбимые уроки и учителя. Любой педагог имеет своё виденье того, как преподнести материал. Но некоторые забывают, что нужно не только выдать новое, но сделать это интересно, даже захватывающе. Для ребёнка весь мир — большая загадка, информацию он поглощает из всех доступных ему источников и в очень больших объёмах. У него особое восприятие мира. И потому, так важно, чтобы процесс познания не стал ему в тягость, не был занудным, состоящим из одних лишь сухих фактов. Нужно сохранить нестандартность мышления, открытость ко всему миру, не навязывать рамки, обусловленные своим жизненным опытом, чтобы не подменить особое умение ребенка видеть, думать и чувствовать своими шаблонами и жизненными стереотипами.

Думаю, что в жизни каждого человека был особенный учитель, который понимал и слышал каждого ученика, видел в нем человека. Я помню, как наш преподаватель химии, почти каждый урок делала особенным. Если было проведение опытов, то они всегда яркие, с красивейшими реакциями и множеством криков нашего восторга. Если выращивание кристаллов с их прекраснейшей структурой, то они были необычайной расцветки. Даже банальное решение уравнений, задач и изучение таблицы Менделеева — всё это она подавала необычным образом. Я всегда восхищалась умению Марии Яковлевны завлечь нас в такой удивительно сложный мир, объяснить всё простым языком, с очень яркими примерами, ее упорству в работе. Наверное, никто из нашего класса не мог сказать, что не любит этот предмет, даже те, кто откровенно не успевал. Именно тогда мне и захотелось стать педагогом, чтобы видеть горящие глаза детей, которые жаждут познания. Открывать для каждого ребенка такой непонятный и многогранный мир.

Закончив университет, волею судеб, я попала работать в детский сад. Честно говоря, по началу, я скептически относилась к роли образования в дошкольном учреждении. Но проработав недолгое время и получив опыт, поняла, что тут самое благодатное поле для деятельности. Именно в дошкольном возрасте формируется личность, осознание себя, своих чувств и мира вокруг.

Ответственность, возложенная на мои плечи, пугает и одновременно вдохновляет. Привить желание учиться, быть разносторонним, помочь познать себя — не самое простое дело, надо самой очень много учиться, заниматься самообразованием и при этом помнить, что воспитатель — сам по себе человек очень разносторонний, и в душе всегда остается ребёнком. В процессе подготовки к занятиям, ты открываешь в себе таланты, о которых даже не подозревал. Многое нужно продумать: весёлые упражнения, для которых надо подобрать музыку и расшевелить всех; научить детей общаться друг с другом и со взрослыми, объяснить то, что некоторые взрослые не понимают, простым языком, с наглядными примерами, интересными экспериментами, сделать так, чтобы ребёнок сам пришёл к понимаю; развить речь и правильное выражение своих мыслей; показать прекрасное в искусстве, таком многогранном и не простом. Ещё нужно выслушать каждого, направить, если запутался и вовремя поощрить.

Наступает день, когда тебе нужно оценить свою работу. День признания своих ошибок. Ведь так важно понять, где и что упустила, где недостаточно творчески подошла к своему делу. По своему опыту могу сказать — это всегда горько и неприятно. Привязываясь к детям, начинаешь их любить, как родных, и от того эта горечь понимания ошибок ещё сильнее. Но, что сделано — не вернуть. И потому, снова и снова, стараешься, готовишься, учитывая недочёты прошлого. Смотришь на воспитанников и думаешь: всё ли сделала, чтобы они определись, кем хотят стать, что их привлекает, какой дорогой дальше пойти. Переживаешь, отдавая их учителям в школы и лишь одна мысль в голове — не загубите, пожалуйста, то что мы с таким трудом и упорством в них взращивали и хранили, помогите, стать им людьми, определиться в жизни и быть личностями разносторонними, интересными и своим делом увлечёнными.

Я очень люблю свою работу и стараюсь выполнять ее хорошо. Не нужно нам благодарностей, самая большая радость для воспитателя — успехи его воспитанников.

Скачать